Электропривод современных автомобилей – технология незаменимая; сегодня ее использование определяет безопасную и длительную эксплуатацию любого транспортного средства. Тем не менее не каждая машина оснащена электроприводом и снабжается электрозамком надлежащим образом. Можно ли это исправить или даже смонтировать электрооборудование в свою собственную машину подручными средствами? Что для этого важно знать о системе электропривода? Чтобы разрешить подобные вопросы, вернее будет начать с механизма действия такой системы.
Содержание:
Принцип открывания багажника: схема электропривода
Прежде чем разбираться со схемой функционирования отдельных комплектующих у всей электроприводной системы, важно дать четкое понятие тому, что есть ее главный механизм. Такой механизм часто ошибочно считают за сам электропривод, однако вернее говорить об электроприводе не как о «штучном» девайсе для автомобиля, а как о единой структуре, электрооборудовании. Роль центрального прибора в подобной структуре – именно при открывании/закрывании багажника машины – выполняет специфическая штанга.

Штанга отличается подвижностью, вариативностью в габаритах и в целом кажется универсальной в эксплуатации: она именуется «телескопической» и в крупных приборах конвекционного действия, и в более мелких газовых агрегатах. На работу автомобильного электропривода существенно влияют следующие части штанги (показано на рисунке 1):
- пружина;
- пружинный тормоз;
- двухступенчатый редуктор;
- гайка подвижного вентиля;
- винт ходовой;
- преобразователь тока (измерительный);
- электрический движок.

Каков единый принцип срабатывания системы:
- Кнопка, расположенная в салоне на дверце (или слева от руля – в зависимости от модели), после нажатия передает сигнал блоку управления (реле). Последний вмонтирован под приборную панель; оттуда же отходят все необходимые контакты для подсоединения остальных частей.
- Все, что находится в отделе багажника, вне салона – а это предохранитель, блок сигнализации и непосредственно сама штанга – перенимает сигнал с блока управления (реле). Финальная команда приходится на штангу. В момент ее получения встроенный в штангу движок активизируется, и багажник поднимается/опускается.

Особенности подключения электрооборудования
ВАЗ 2110
Электроприводная система ВАЗ 2110 представляет собой однопроводную структуру. Иными словами – каждый энергетический потребитель и источник подключен к кузовной части авто. Непосредственно к салонному реле подключаются наиболее мощные компоненты, например, таковыми считаются электродвижок конденсационной системы машины, ее фары и бензонасос (также электрический).
Недостаток ВАЗ 2110 кроется в недостаточной защищенности электрических цепей. Это касается самого двигателя и заряда аккумуляторной батареи: наличие плавких предохранителей у их электроцепей не предусматривается.
ВАЗ 2111 и 2112
Бортовая платформа 2111 и 2112 работает на постоянном токе и напряжении в 12 В. С запуском двигателя генератор позволяет аккумуляторной батарее зарядиться и питает все потребители энергией. ИБП работает на переменном токе и имеет встроенный выпрямитель, отвечающий за снабжение уже отрегулированного напряжения. Главные энергопотребители также подключаются при помощи реле.
Хорошая защита цепям питания обеспечена: плавкая панель помещена в систему впрыскивания масла (там же находится жила уменьшенного сечения), а надежные предохранители, выполненные из композиционного сплава на основе металлической матрицы, встроены в электродвижки моторов-редукторов.
Устанавливаем систему электропривода как профессионалы
Для ВАЗ 2110 и 2112
Предварительно перед установкой системы – согласно всем правилам грамотного монтажа – следует обратить внимание на нужный комплект составных частей электропривода: лучше присмотреть набор не слишком универсальный, тот, который содержит монтажную пластину. Данная пластина нужна для закрепления электрозамка. Ее возможно изготовить самостоятельно, однако наличие пластинки существенно сэкономит драгоценное время, что позволит сфокусироваться на работах по подключению проводов к массе, реле и т. п. Их протяженность должна составлять не меньше 4-х метров.

Итак, как прокладывается электропривод в автомобилях ВАЗ 2110 и ВАЗ 2112:
- сперва стоит заняться аккумуляторной батареей: ее отрицательный провод должен быть отключен от вывода батареи;
- затем можно приступить к монтажу самого замка на крышку багажника;
- замок необходимо освободить от кожуха путем поддева его фиксаторов отверткой;
- уже шлицевой отверткой ослабляется закрепительный винт тяги замочного привода кузова, причем фитинг откручивается при удержании его ключом на «семерку», и после тяга привода демонтируется;
- по предварительному размещению электропривода важно отметить будущие отверстия его фиксации – строго по нанесенному контуру просверливают пяти миллиметровые отверстия;
- ослабленный фитинг тяги замочного привода также следует просверлить до диаметра в 3 мм;
- из подручной стальной проволоки (диаметр которой – 4 мм) далее изготавливается П-образная скоба;
- скоба продевается гайками (они устанавливаются на резьбовые концы (резьба М4);
- кнопка контроля электроприводной системы размещается на приборной панели левее монтажного блока (здесь же важно подать первичное напряжение на панель – с вывода «2» колодки «Ш1» этого блока);
- финальный шаг – происходит подведение «минусового» провода к выводу аккумуляторной батареи.
В этом видео показан более универсальный способ подведения электропривода (без включения в итоговую систему реле):
Для ВАЗ 2111
Заметные различия между размещением электропривода в ВАЗ 2110, 2112 и в ВАЗ 2111 присутствуют. В середине процесса монтаж происходит по самобытному маршруту, что во многом объясняется заводской установкой (установкой на этапе производства автомобиля) проводного жгута:
- сперва кожух задней части также демонтируется (вынимаются пистоны отворачиванием пары саморезов);
- изготовленная заранее стальная пластина крепления крепится фитингами и гайками (размер М5 для фитингов) к дверной панели изнутри, электропривод – тоже парой саморезов к зафиксированной пластине;
- изогнутый кончик замочной тяги у ВАЗ 2111 вставляется затем в проушину электропривода и после этого конец тяги в обязательном порядке загибается вокруг замочного рычажка пассатижами;
- привод подсоединяется к проводному жгуту, что содержит колодку с двумя полюсами, от которых отходят белый и черный провода;
- белый подсоединяется к зеленому проводу электропривода, черный – к синему.
Частые проблемы при активации кнопки
Даже после добротной установки многие владельцы автомобилей ВАЗ серии 2110-2112 сталкиваются со скоротечными сбоями при нажатии кнопки открывания/закрывания багажника. Расхожая причина – неполадки связи между частями электрооборудования: именно электроприборы послужат серьезной мишенью для возникновения основных, но не очевидных простому пользователю, проблем. В их числе:
- обрыв электропроводки;
- неполадки с моторедукторами;
- слабая аккумуляторная батарея.
В видео ниже владелец ВАЗ 2110 наглядно показывает план действий при неполадках с кнопкой открытия багажника:
Сбой в работе моторедукторов чаще всего бывает связан с дефектом в АБУ (автономный блок управления) отопителем, но его возможно безопасно устранить в домашних условиях. При снятии жабо, ВУТ и педального узла откроется рабочая зона моторчика с двумя точками – красной и синей. Там же находится микромоторедуктор, отвечающий за подачу холодного воздуха; легче всего провести манипуляции с ним, а именно – повернуть заслонку моторчика против часовой стрелки, так, чтобы близлежащий датчик САУО оказался строго напротив красной точки. Так наладится воздухообмен нужной температуры, благодаря чему автономный блок управления отопителем заработает правильно.