Закипает антифриз-тосол в расширительном бачке

Антифриз, как и тосол, предназначен для отбора тепла от работающего двигателя и, как следствие, его охлаждения. Охлаждающая жидкость обладает более высокой температурой кипения и низкой температурой замерзания по сравнению с водой. Однако иногда случается, что антифриз закипает прямо в расширительном бачке и даже начинает выплёскиваться наружу через крышку. Данный материал посвящен проблеме закипания антифриза (тосола) в расширительном бачке и отвечает на многие вопросы автолюбителей.

Причина закипания антифриза

Современные антифризы по физико-химическим свойствам бывают трёх видов: синий, зеленый и красный. У каждого вида есть свой температурный диапазон:

  • синий – от 110 градусов;
  • зеленый – от 115 градусов;
  • красный – от 125 градусов по Цельсию.

Очевидно, что при нормальной рабочей температуре двигателя (около 90 градусов) ни один антифриз не будет кипеть в расширительном бачке. Не произойдёт этого и при 100 градусах, когда обычная вода, активно используемая в былые времена в качестве охлаждающей жидкости, перестанет справляться с отбором тепла от двигателя.

Причина закипания антифриза
Рисунок 1. Когда антифриз выкипает наружу, он может навредить и другим деталям автомобиля.

Если антифриз или тосол начал кипеть в расширительном бачке, это говорит о том, что температура двигателя (а значит, и жидкости) достигла предельного значения для данного вида «охлаждайки», а может, даже стала выше. Эксплуатацию автомобиля в таком случае следует немедленно прекратить и попытаться выяснить характер неисправности системы.

Итак, причиной закипания антифриза является повышение его температуры сверх предельного для данного вида жидкости значения.

Основные неисправности, при которых кипит антифриз

Резкое повышение температуры двигателя и закипание антифриза не всегда связано с выходом из строя какого-либо узла. Иногда проблема кроется всего лишь в недостаточном уровне антифриза. Это легко исправить, открыв крышку и долив необходимое количество «охлаждайки» прямо в расширительный бачок. Желательно проверить, с чем связано снижение уровня и устранить возможный дефект. Если основной и печной радиаторы не пробиты, патрубки и места их соединения не подтекают, вполне возможно, что прохудилась прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), и охлаждающая жидкость поступает прямиком в двигатель, смешиваясь с маслом и причиняя двигателю значительный ущерб.

Если уровень жидкости в норме, то следует обратить внимание на следующие потенциальные неисправности:

  • неисправен вентилятор основного радиатора;
  • вышла из строя помпа (водяной насос);
  • в системе охлаждения образовалась воздушная пробка;
  • засорился радиатор охлаждения;
  • заклинило термостат.

Независимо от поломки, лучше всего выключить перегревшийся двигатель и отбуксировать транспортное средство к месту ремонта. Продолжительный перегрев двигателя может привести к печальным последствиям в виде долгого и трудоемкого ремонта.

Электрический вентилятор

Является немаловажной частью охлаждающей системы. Его главная функция – отбор тепла от радиатора охлаждения, благодаря чему происходит остывание рабочей жидкости внутри радиатора. Если он не включается автоматически в случае перегрева двигателя, на то есть две основные причины:

  1. Неисправен сам вентилятор. В таком случае его следует просто заменить (или отремонтировать).
  2. Вышло из строя реле вентилятора. Реле подает команду на включение вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости возрастает выше 90 градусов. Если оно неисправно, вентилятор не будет включаться автоматически.

В карбюраторных двигателях реле вентилятора вкручивается резьбовым соединением в сам радиатор охлаждения, в случае с инжектором он встраивается в термостат.

Электрический вентилятор
Рисунок 2. Вентилятор легко заменить, гораздо сложнее ремонтировать перегретый двигатель.

Помпа водяного насоса

Предназначена для постоянной циркуляции антифриза по системе. Работает только при включенном двигателе – приводится в действие ремнем ГРМ, который одевается не только на шкивы распредвала и коленвала, но и на шкив водяной помпы. Вот что может произойти с этим узлом:

  • Заклинивание помпы (разрушение подшипников);
  • Износ лопаток ротора (благодаря которым и происходит циркуляция);
  • Выработка шкива (проскальзывание приводного ремня).

В любом из этих случаев насосный механизм требует замены.

Воздушная пробка или засор в системе

В этом случае нормальной циркуляции антифриза тоже не будет, а значит, даже исправный вентилятор не сможет помочь двигателю остывать до оптимальной температуры.

Алгоритм устранения воздушной пробки следующий:

  1. Открыть крышку расширительного бачка.
  2. Автомобиль с заведенным двигателем установить на горку или эстакаду.
  3. Затянуть ручной тормоз во избежание откатывания назад.
  4. На «нейтралке» увеличить обороты двигателя до 3500-4000 об/мин.
  5. Удерживать обороты в течение 2-3 минут, пока пузырь воздуха не выйдет наружу.

В случае с засором возможно применение специальной промывочной жидкости, которая при работающем ДВС заливается в расширительный бачок и в течение нескольких минут прочищает систему от механических загрязнений. Иногда, в случае серьезной закупорки канальцев радиатора он подлежит демонтажу и замене.

Термостат

Это устройство является едва ли не самым главным узлом в системе охлаждения. Основное его предназначение – регулировка температуры охлаждающей жидкости методом перенаправления ее потока с малого круга охлаждения на большой и наоборот.

Воздушная пробка или засор в системе
Рисунок 3. Схематически работа термостат выглядит именно так.

Когда температура силового агрегата достигает рабочей (90 градусов), термостат срабатывает и перенаправляет жидкость на большой круг, через радиатор охлаждения. Благодаря этому температура двигателя сохраняется в рабочем диапазоне. И наоборот, в случае понижения температуры (в холодное время года) жидкость циркулирует по малому кругу, захватывая только головку блока цилиндров и радиатор отопления.

Термостат иногда ломается – его попросту заклинивает в каком-то одном положении, или посередине. Тогда он перестает переключать направление движения антифриза, и подлежит замене.

Вывод и заключение

Нередко автолюбители не обращают внимания на температурную стрелку на панели приборов. Тогда после выключения двигателя бывают слышны булькающие звуки, а из-под капота валит пар.

Закипание антифриза (тосола) является критической неисправностью, при которой дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена. Необходимо сразу же заглушить мотор и принять меры для перемещения машины в автосервис или к месту самостоятельного ремонта. Пренебрегать повышением температуры двигателя в течение длительного времени нельзя.

Оставьте комментарий