Антифриз, как и тосол, предназначен для отбора тепла от работающего двигателя и, как следствие, его охлаждения. Охлаждающая жидкость обладает более высокой температурой кипения и низкой температурой замерзания по сравнению с водой. Однако иногда случается, что антифриз закипает прямо в расширительном бачке и даже начинает выплёскиваться наружу через крышку. Данный материал посвящен проблеме закипания антифриза (тосола) в расширительном бачке и отвечает на многие вопросы автолюбителей.
Содержание:
Причина закипания антифриза
Современные антифризы по физико-химическим свойствам бывают трёх видов: синий, зеленый и красный. У каждого вида есть свой температурный диапазон:
- синий – от 110 градусов;
- зеленый – от 115 градусов;
- красный – от 125 градусов по Цельсию.
Очевидно, что при нормальной рабочей температуре двигателя (около 90 градусов) ни один антифриз не будет кипеть в расширительном бачке. Не произойдёт этого и при 100 градусах, когда обычная вода, активно используемая в былые времена в качестве охлаждающей жидкости, перестанет справляться с отбором тепла от двигателя.

Если антифриз или тосол начал кипеть в расширительном бачке, это говорит о том, что температура двигателя (а значит, и жидкости) достигла предельного значения для данного вида «охлаждайки», а может, даже стала выше. Эксплуатацию автомобиля в таком случае следует немедленно прекратить и попытаться выяснить характер неисправности системы.
Итак, причиной закипания антифриза является повышение его температуры сверх предельного для данного вида жидкости значения.
Основные неисправности, при которых кипит антифриз
Резкое повышение температуры двигателя и закипание антифриза не всегда связано с выходом из строя какого-либо узла. Иногда проблема кроется всего лишь в недостаточном уровне антифриза. Это легко исправить, открыв крышку и долив необходимое количество «охлаждайки» прямо в расширительный бачок. Желательно проверить, с чем связано снижение уровня и устранить возможный дефект. Если основной и печной радиаторы не пробиты, патрубки и места их соединения не подтекают, вполне возможно, что прохудилась прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), и охлаждающая жидкость поступает прямиком в двигатель, смешиваясь с маслом и причиняя двигателю значительный ущерб.
Если уровень жидкости в норме, то следует обратить внимание на следующие потенциальные неисправности:
- неисправен вентилятор основного радиатора;
- вышла из строя помпа (водяной насос);
- в системе охлаждения образовалась воздушная пробка;
- засорился радиатор охлаждения;
- заклинило термостат.
Независимо от поломки, лучше всего выключить перегревшийся двигатель и отбуксировать транспортное средство к месту ремонта. Продолжительный перегрев двигателя может привести к печальным последствиям в виде долгого и трудоемкого ремонта.
Электрический вентилятор
Является немаловажной частью охлаждающей системы. Его главная функция – отбор тепла от радиатора охлаждения, благодаря чему происходит остывание рабочей жидкости внутри радиатора. Если он не включается автоматически в случае перегрева двигателя, на то есть две основные причины:
- Неисправен сам вентилятор. В таком случае его следует просто заменить (или отремонтировать).
- Вышло из строя реле вентилятора. Реле подает команду на включение вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости возрастает выше 90 градусов. Если оно неисправно, вентилятор не будет включаться автоматически.
В карбюраторных двигателях реле вентилятора вкручивается резьбовым соединением в сам радиатор охлаждения, в случае с инжектором он встраивается в термостат.

Помпа водяного насоса
Предназначена для постоянной циркуляции антифриза по системе. Работает только при включенном двигателе – приводится в действие ремнем ГРМ, который одевается не только на шкивы распредвала и коленвала, но и на шкив водяной помпы. Вот что может произойти с этим узлом:
- Заклинивание помпы (разрушение подшипников);
- Износ лопаток ротора (благодаря которым и происходит циркуляция);
- Выработка шкива (проскальзывание приводного ремня).
В любом из этих случаев насосный механизм требует замены.
Воздушная пробка или засор в системе
В этом случае нормальной циркуляции антифриза тоже не будет, а значит, даже исправный вентилятор не сможет помочь двигателю остывать до оптимальной температуры.
Алгоритм устранения воздушной пробки следующий:
- Открыть крышку расширительного бачка.
- Автомобиль с заведенным двигателем установить на горку или эстакаду.
- Затянуть ручной тормоз во избежание откатывания назад.
- На «нейтралке» увеличить обороты двигателя до 3500-4000 об/мин.
- Удерживать обороты в течение 2-3 минут, пока пузырь воздуха не выйдет наружу.
В случае с засором возможно применение специальной промывочной жидкости, которая при работающем ДВС заливается в расширительный бачок и в течение нескольких минут прочищает систему от механических загрязнений. Иногда, в случае серьезной закупорки канальцев радиатора он подлежит демонтажу и замене.
Термостат
Это устройство является едва ли не самым главным узлом в системе охлаждения. Основное его предназначение – регулировка температуры охлаждающей жидкости методом перенаправления ее потока с малого круга охлаждения на большой и наоборот.

Когда температура силового агрегата достигает рабочей (90 градусов), термостат срабатывает и перенаправляет жидкость на большой круг, через радиатор охлаждения. Благодаря этому температура двигателя сохраняется в рабочем диапазоне. И наоборот, в случае понижения температуры (в холодное время года) жидкость циркулирует по малому кругу, захватывая только головку блока цилиндров и радиатор отопления.
Термостат иногда ломается – его попросту заклинивает в каком-то одном положении, или посередине. Тогда он перестает переключать направление движения антифриза, и подлежит замене.
Вывод и заключение
Нередко автолюбители не обращают внимания на температурную стрелку на панели приборов. Тогда после выключения двигателя бывают слышны булькающие звуки, а из-под капота валит пар.
Закипание антифриза (тосола) является критической неисправностью, при которой дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена. Необходимо сразу же заглушить мотор и принять меры для перемещения машины в автосервис или к месту самостоятельного ремонта. Пренебрегать повышением температуры двигателя в течение длительного времени нельзя.