Серийное производство автомобилей ВАЗ 2110 стартовало еще в 1995 году. При разработке и конструировании автомобиля была взята основа модели ВАЗ 2109, но с глубокой модернизацией практически всех узлов. С годами «десятка» постоянно совершенствовалась. Уже в 2003 году она получила дополнительный элемент блока предохранителей – реле стартера. Элемент представляет собой важную конструктивную деталь электроцепи автомобиля, который отвечает за работу стартера. Но далеко не каждый владелец ВАЗ 2110 знает для чего нужно и где находится данное устройство?
Содержание:
Что такое реле стартера ВАЗ 2110?
Многие автолюбители в разговоре о реле стартера путают его с втягивающим реле, которое непосредственно установлено на стартере. В действительности, суть их работы абсолютно разная. Втягивающее – это электромагнит, который при включении зажигания выбрасывает шестерню бендикса к венцу маховика. После запуска двигателя это же реле обеспечивает возвращение шестерни в исходное положение. Работа втягивающего позволяет существенно снизить износ стартера, тем самым увеличивая срок его эксплуатации.
Что касается реле стартера – то это совершенно иной элемент, с другим назначением и конструкцией. Данное реле является частью цепи питания стартера. Его задача, в зависимости от количества оборотов коленвала размыкать и замыкать электрическую цепь.
Принцип действия
В момент поворота ключа в зажигании для включения стартера, изначально активизируется контроллер от которого питание поступает на реле. Получая импульс, оно включается и передает напряжение на сам стартер. Осуществляется выброс бендикса и вращение маховика. Все это возможно при условии, если количество оборотов коленвала не превышает 500 об/м. В ситуации, когда на протяжении 20 секунд число оборотов не превысило показатель в 500, реле стартера автоматически размыкает электрическую цепь, тем самым выключая стартер.
В случае, когда за отведенные 20 секунд обороты стали выше 500 в минуту – двигатель запустился, то реле размыкается и отключает стартер автоматически. Данный алгоритм не позволяет случайно включить стартер на уже работающем двигателе.
Назначение реле стартера
С установкой этого элемента в ВАЗ 2110, специалистам удалось повысить надежность автомобиля и срок его эксплуатации. Наличие реле позволило решить следующие задачи:
- Снижение нагрузки на контактную группу замка зажигания. В случае поломки первым выйдет из строя именно реле, которое дешевле и проще менять, чем замок.
- Предотвращение случайного включения стартера на уже работающем двигателе.
- При случайном залипании контактов в замке зажигания, реле автоматически выключит систему через 20 секунд или после запуска двигателя.
- Увеличение срока эксплуатации контактной группы замка и самого стартера.
Некоторые владельцы «Жигулей» устанавливают данный прибор на автомобили, где он не был предусмотрен изначально производителем.
Где находится реле стартера ВАЗ 2110?
Чаще всего владельцы автомобиля этой модели ищут реле непосредственно на стартере. Но это ошибка, поскольку оно установлено в общем блоке предохранителей и реле. Где именно находится блок известно опытным автоэкспертам – слева от руля в низу панели. Он довольно легко открывается и дает доступ до всех реле и предохранителей.

Проверить работоспособность реле стартера довольно просто. Достаточно покрутить двигатель без искры. Если после 20 секунд работы, стартер не отключиться – реле не работает. Если отсекает, то все в порядке. Данную диагностику можно провести собственными силами.
Наиболее распространенные поломки реле стартера ВАЗ 2110
В процессе эксплуатации данный прибор так же может выйти из строя. Наиболее распространенные причины:
- Окисление элементов соединения и проводов. Довольно часто достаточно провести очистку контактов или замену проводов.
- Разрыв сети питания. В этом случае – реле под замену.
- Плохое срабатывание стартера. Чаще всего виной втягивающее.
Реле стартера ВАЗ 2110, 2111 и 2112
Вышеуказанные модели практически ничем не отличаются от «десятки» по расположению предохранителей и реле. Единственно отличие, в зависимости от поколения, может отличаться количество деталей. При этом монтажный блок все так же установлен слева от руля, внизу панели приборов. Для его открытия достаточно нажать на защелку.
Расположение реле и предохранителей в блоке ВАЗ 2110, 2111, 2112
За все время модификаций, количество реле увеличилось от 6 штук до 8. Распишем, какое реле за что отвечает.
Таблица 1 – Маркировка реле
Номер реле с маркировкой К | Действие |
1 | Осуществляет контроль работоспособности ламп |
2 | Отвечает за очиститель лобового стекла |
3 | Аварийный сигнал и повороты |
4 | Ближний свет |
5 | Дальний свет |
6 | Дополнительное реле |
7 | Отвечает за обогрев заднего стекла |
8 | Противотуманные фары |
F1-F20 | Комплекс плавких предохранителей |
Первые модели «десяток» имели только 6 реле, но дополнительные модификации транспортного средства привели к их увеличению до 8 штук. Идентичный блок установлен на 11-й и 12-й модели. Возможно небольшое отличие в расположении предохранителей и реле.
Как заменить реле стартера?
При выходе из строя элемента электросети автомобиля – требуется его замена. С данной задачей можно справиться своими силами. Прежде чем, вытащить неисправное реле из блока, важно отключить на аккумуляторе минусовую клемму.
Где находится модуль зажигания ВАЗ 2110
Еще одним важным элементов системы запуска автомобиля является модуль зажигания, он же главное реле. В отличие от реле стартера он установлен не в основном, а в дополнительном блоке. Его нужно искать слева от ног переднего пассажира. Бок скрыт пластиковой накладкой, которая крепиться на двух саморезах. Чтобы добраться до модуля зажигания необходимо демонтировать пластиковую крышку, после чего можно увидеть, аналогичный элемент, который указан на изображении ниже.
Для пояснения уточним, какое реле за что отвечает:
- Предохранитель модуля зажигания.
- Предохранитель датчика подогрева, скорости, расхода воздуха и клапана продувки адсорбера.
- Предохранитель бензонасоса
- Реле электровентилятора системы охлаждения.
- Реле бензонасоса.
- Главное реле зажигания.
Главная задача модуля зажигания – передача электрического питания на мотор стартера. За счет работы данного элемента повышается надежность всей системы запуска силового агрегата. Скачки напряжения также берет на себя реле, что позволяет сохранить работоспособность других деталей.
Видео:
Важно! Категорически запрещено устанавливать другое реле, даже с идентичным расположением контактов. Важно, чтобы маркировка запчасти соответствовала обозначениям на старой детали.