Легковые автомобили ВАЗ 2110, ВАЗ 2111 и ВАЗ 2112 принадлежат к единому модельному ряду автомобилей и имеют схожее устройство. В этой статье разговор пойдет об автомобильных предохранителях в общей электросети транспортного средства: схеме их расположения, за что они отвечают.
Содержание:
Где располагается монтажный блок?
Блок реле и предохранителей в названных моделях ВАЗ представляет собой пластиковую платформу, на которой вставлены компактные коммутационные электро-элементы и реле. Его называют также монтажным или электромонтажным блоком. К платформе подходят провода от аккумулятора, которые потом разбегаются к различным узлам, работающим от сети питания.
В ВАЗ 2110 этот блок находится под крышкой слева от рулевого колеса. Есть еще два дополнительных – они расположены рядом и тоже доступны из салона.
Для сравнения стоит вспомнить о том, что у предыдущей модели – ВАЗ 2109 монтажный блок находится в закрывающейся коробке и располагается в левом углу подкапотного пространства, под лобовым стеклом. И открывается он из подкапотного пространства.
Это уже на следующей модели – на ВАЗ 2110 разработчики решили, что для водителя будет удобнее из салона открывать и проверять монтажный блок. Коробку убрали, а блок предохранителей и контроллеров разместили в торпеде, на крышке и сделали для нее небольшой лючок. Это видно на картинке.
На следующей картинке показано схематичное расположение всех монтажных блоков с реле и предохранителями.
Такое расположение оказалось оптимальным для данной конструкции авто, и разработчики повторили ее в автомобилях — ВАЗ 2112, 21102 и ВАЗ 21103.
Чтобы открыть доступ к дополнительным блокам, придется снять кожух с правой стороны консоли (но слева от ног пассажира). Эта консоль находится между водительским и пассажирским сиденьями на одной линии с рычагом КПП.
В этом блоке можно увидеть еще три реле и три защитных элемента.
- Первый контролирует электропитание насоса подачи топлива.
- Второй отвечает за бесперебойную и безопасную работу датчиков, рассчитывающих скорость движения автомобиля и расход воздуха.
- Третий предохранитель контролирует ток, подаваемый на стартер и модуль зажигания.
Все они пронумерованы в том же порядке, как они перечислены в списке. Реле или контроллеры помечаются буквами К. Соответственно:
- К1 – из дополнительного блока контролирует работу вентилятора из системы охлаждения ДВС;
- К2 – замыкает цепь электропитания бензинового насоса;
- К3 – работает в паре с третьим предохранителем, то есть запускает стартер и модуль зажигания.
Как располагаются элементы в монтажной коробке
В монтажном блоке размещается 20 предохранителей и 6 контроллеров (реле). В коробке есть 3 свободных гнезда для коммутационных элементов на случай, если автовладелец захочет подключить дополнительное оборудование, например, медиа, климат-контроль, электронику на двери, автоматическое открывание багажника и т. п.
Предохранители отличаются по цвету. Каждому из них соответствует определенная сила тока. Например, красные имеют силу тока 10 ампер, голубые – 30. А самые сильные предохранители в 75 А имеют коричневый цвет.
Назначение предохранителей и реле в монтажной коробке
В монтажном блоке предохранители помечаются буквой F (от слова fuse).
В этом же блоке находятся и автоматические реле.
- К1 – контроллер исправности ламп;
- К2 – реле очистителя лобового стекла;
- К3 – реле аварийной сигнализации и поворотных фар;
- К4 – включатель фонарей ближнего света;
- К5 – включатель фар дальнего света;
- К6 – вспомогательное реле;
- К7 – реле обогревателя заднего стекла;
- К8 – включатель задних противотуманных фар.
Отличительные особенности электропитания в ВАЗ 2112
Монтажные блоки в автомобилях, выпущенных ранее 2002, незначительно отличаются от блоков в ВАЗ 2110 и ВАЗ 2111. В модели, выпущенной в 2002 году, разработчики заменили карбюраторную систему впрыска на инжекторную, а вместо восьмиклапанного двигателя стали устанавливать ДВС с 16-ю клапанами.
Монтажный блок существенных изменений не претерпел. На рисунке представлена схема распиновки (разводки выводов) электропитания ВАЗ 2112.
Как заменить предохранитель в монтажном блоке
Зная, какой предохранитель за что отвечает, автовладелец сможет своими руками поменять миниатюрную деталь в случае его сгорания. Для этого необходимо нажать на кнопку на передней панели авто, чтобы открыть крышку лючка. Блок закреплен на этой самой крышке. Чтобы снять предохранитель, весь блок снимать не надо. Достаточно взять прищепку, зафиксированную между реле и предохранителями, с ее помощью вытащить из гнезда сгоревший элемент, а на ее место вставить новый.
При замене сгоревших предохранителей следует подбирать соответствующий цвет. Если поставить слабый, то он сгорит от повышенной нагрузки, а если установить более сильный, то он может вовремя не разомкнуть сеть, что приведет к выходу из строя оборудования или возгоранию в проводке.
Нельзя вместо тугоплавких предохранителей ставить электромеханические или электронные. И тем более недопустимо ставить вместо предохранителей перемычки из проводов. Если цепь не будет вовремя разомкнута из-за перемычки, превышающей требуемую силу тока, то это чревато выходом дорогостоящего оборудования из строя или возгоранием, что особенно опасно во время движения транспортного средства.
Если постоянно сгорает один и тот же предохранитель, следует проверить всю линию электропитания, которую защищает данный элемент. Возможно, где-то окислились контакты или нарушена изоляция в проводах, что приводит к коротким замыканиям цепи. В этом случае контакты следует зачистить, укрепить, а замыкающий провод – заменить.