Радиатор охлаждения – это элемент системы охлаждения двигателя, способствующий отбору тепла от двигателя посредством охлаждающей жидкости. Основная задача радиатора охлаждения – защита силового агрегата от перегрева. Со временем он засоряется или начинает подтекать – в этом случае система охлаждения со своей работой не справляется. Как заменить вышедший из строя радиатор охлаждения? В этой статье читатель найдёт подробные инструкции на примере автомобилей ВАЗ-2110 8 и 16 клапанов, ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.

Содержание:
Замена радиатора на ВАЗ 2110, 2111 и 2112
Известно, что эти автомобили могут быть оснащены мотором на 8 и 16 клапанов. Кроме того, существует карбюраторная и инжекторная версия двигателей. 16-тиклапанный ДВС считается более мощным и приемистым, нежели его предшественник. Однако в плане самостоятельного ремонта и обслуживания восьми-клапанный «движок» намного проще и неприхотливее. Кроме того, в большинстве случаев однорядный мотор с восемью клапанами не «страдает» болезнью загибания клапанов в случае обрыва приводного ремня.
Что касается замены радиатора, то разница между этими процедурами несущественная, но все же она есть. Например, датчик включения вентилятора в случае с восьми-клапанным карбюраторным двигателем ввинчивается в корпус радиатора, в то время как инжекторное исполнение означает, что датчик встроен в корпус термостата.

Алгоритм действий по замене радиатора
Самостоятельная замена радиатора возможна, но для того, чтобы выполнить ремонт успешно, надо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Открутить пробку снизу радиатора и слить охлаждающую жидкость. Если планируется её повторное использование, можно подставить чистую ёмкость (ведро). За то время, которое уйдёт на замену радиатора, антифриз или тосол отстоится, и присутствующий в нем мусор в виде твёрдых частиц осядет на дно.
- Отсоединить клеммы АКБ и убрать аккумулятор: в процессе замены радиатора он будет только мешать.
- В случае с инжекторным силовым агрегатом на 16 клапанов потребуется демонтировать воздушный фильтр. Заодно имеет смысл проверить состояние фильтрующего элемента, и в случае необходимости заменить.
- Радиатор вместе с электровентилятором крепится в верхней части к раме автомобиля. Необходимо снять верхние крепления и убрать вентилятор.
- Отсоединить верхний и нижний патрубки. На этом этапе полезно оценить их состояние в местах соединения. После длительной эксплуатации в условиях высоких температур патрубки изнашиваются и трескаются. Во избежание утечки антифриза патрубки следует заменить.
- Старый радиатор легко вынуть из посадочного гнезда, наклонив его на угол 5° в сторону двигателя.
Старый радиатор следует утилизировать в пункте приёма цветных металлов. Однако в случае незначительной протечки его можно попробовать отремонтировать для последующего временного использования. Если в данный момент времени нет возможности заменить радиатор, возможны следующие варианты его ремонта:
- Холодная сварка. Специальный материал в виде пластилина, который разминается в руках и наносится на место утечки.
- Герметизирующая жидкость. Заливается в бачок-расширитель и при помощи клеящих частиц закрывает отверстие, через которое вытекает антифриз или тосол.
Следует понимать, что эти меры считаются временными, и в будущем замена радиатора на новый все равно неизбежна.
Видео по теме:
В обратной последовательности устанавливается новый радиатор. При его установке следует обратить внимание на некоторые нюансы:
- Резиновые подкладки под радиатор. Служат для мягкой амортизации радиатора во время движения автомобиля. Их использование существенно увеличивает срок службы.
Следует помнить, что в некоторых вариантах компоновки автомобилей радиатор состоит из двух корпусов, которые связаны между собой посредством соединительной планки.
- Нижняя заглушка радиатора. Во-первых, многие автолюбители забывают про неё, и начинают заливать охлаждающую жидкость Во-вторых, если её небрежно завинчивать, можно повредить внутреннюю резьбу. Тогда антифриз, обладающий даже большей текучестью, чем вода, будет понемногу сочиться через эту заглушку.
- Заливать новый антифриз следует постепенно, через расширительный бачок. После того, как уровень достигнет максимального значения, необходимо завести двигатель и дать ему поработать на холостом ходу. Воздушные пробки выйдут через бачок в виде пузырей, и после этого жидкость можно долить до уровня.
Что понадобится для замены радиатора
Для того, чтобы самостоятельно заменить радиатор охлаждения на автомобилях ВАЗ 2110, 2111, 2112, потребуются минимальные слесарные навыки и следующие инструменты:
- трещотка с насадками или набор гаечных ключей;
- пассатижи и круглогубцы;
- фигурные и плоские отвёртки разных размеров;
- новые патрубки и хомуты для них;
- герметик.
При замене радиатора рекомендуется использовать полиуретановый герметик для герметизации соединений. Однако следует быть осторожным, чтобы часть герметика не оказалась внутри патрубков и не засорила систему охлаждения.